Сразу после рождения Вам не до этих вопросов. Гугл вместо разума предложит ни к чему разумному не приводящиему бред галлюцинирующего AI (не, каково? — «Лаковое покрытие не тактильно, в то время как масло более ощутимо») —

В большинстве случаев детство и юношество этот вопрос тоже не заботит. А в вот ближе к зрелости и, как правило, достаточно внезапно, вопрос встает со всей остротой и в большистве случаев решается «от противного». Покажем это на примере финишной обработки дерева.
Кратко — выбор здесь философский, внуть или снаружи? Внутрь — только масло, снаружи — лаки и краски. И это влияет на все.
Знакомство автора с проблематикой состоялось таки еще в детстве на уровне паркетных полов — мамина версия, после ее детства с крашенными полами и юношества в коммуналке с паркетно-мастичными, была «паркет лакированный». Ясное дело, паркет был штучный, березовый и покрыт советским лаком. Слова «циклевка» и «не ходить» (с неделю, пока сохнут слои лака) были достаточно часто употребимыми. Накопленный опыт склонял к не лаковым решениям.
Второе соприкосновение с проблематикой состоялось в юношестве, уже с дубовым штучным паркетом в коммунальной квартире, десятилетями покрываемым всем опостылевшей мастикой. В хозяйстве тогда еще лишь будущей жены был даже электрический полотер, мощно гудевший, но уже несколько лет ничего не делавший — дефицитный ремень давно порвался и исчез, а хозяйствущие женщины, не без взрослых мужчин в семье, этого не поняли и таскали по полу неработающий, но гудящий полотер — разбирать и чинить, естественно, еще лишь будущим мужьям его «запрещалось» под угрозой отлучения от тела и стола. Мастичные полы требуют регулярной обработки мастикой. После лужи воды могут оставаться пятна. Накопленный опыт склонял к лаковым решениям.
Поэтому третий подход к снаряду паркетных полов был «однозначно лак, но импортный». Паркет снова был штучный, дубовый и дело было уже ближе к зрелости, но еще не той, когда чтобы было хорошо, делаешь все сам, и потому дело было поручено «специально обученным людям», паркетчикам и циклевщикам, дружно критиковавшим работу друг друга в борьбе за перевод стрелок. Лак был выбран лучший импортный, полиуретановый «для танцевальных залов». С ним и живем, поминая недобрым словом — непоседливые попки росших деток крутили стульями и протерли все, даже с войлочными подкладушками, до дыр, на дыры эти локально лак не положить и получились неустранимые темные пятна. Накопленный опыт исключал лаковые и мастичные решения.
Четвертый подход к вопросу состоялся при решении вопроса с розетками и выключателями примерно 10 лет назад. Борясь за точность размеров изготавливаемых деталей на уровне 0.1-0.15мм встал вопрос — как методы финишнной обработки повлияют на итоговые размеры? Для масла ответ оказался самым приятным — никак. А вот краска с каждым слоем размеры увеличивает и лак тоже.
Потому во избежание многобуквия резюмируем: все, что можно, следует обрабатывать маслом.
Обработка маслом имеет следующие достоинства —
- масло уходит внутрь детали
- размеры детали не меняются
- прекрасно проявляется рисунок дерева
- вовзможно изменение цвета — добавлением красителей в масло
- ремонтопригодность — любая царапина, даже вмятина «лечатся» чисткой, шкуркой и новым мазком масла, пусть даже и оливкового
- при желании — блеск, при желании — матовость. В масле есть добавки, смолы, которые при должном числе слоев и растирании могут блестеть или быть матовыми
- запах — вкусы, конечно, у всех разные, но не химозный (против лаков и красок)
- износостойкость — чем больше пользуешься, тем лучше выглядит. Просто чаще гладьте руками
- со временем (единицы месяцев) масло в поверхностных слоях полимеризуется и укрепляет поверхность изделия
- при обработке лишь незначительно «поднимает ворс» — после высыхания первого слоя следует слегка пройтись мелкой шкуркой
- водостойкость хорошая. Не злоупотребляйте со стоячими лужами
Недостатков лишь несколько — нет реального варианта с белым и другими не деревянными цветами и тяжело сошкуривается. Сравним с лаками и красками —
- если лак или краска на водной основе, они не столь химозно воняют, но жестко поднимают ворс и вследствие наличия воды в составе сразу меняются размеры деталей. Т.е. дверцы с зазором 0.5мм проектировать нельзя, надо сразу минимум по 2-3 мм на каждую сторону
- лак или краска лежат «снаружи», любая царапина приводит к утрате товарного вида до момента, когда «количество переходит в качество». Эта философская форма лучше всего иллюстрируется белой крашеной мебелью: пока царапин мало речь идет о царапинах, а когда много — это уже «шебби шик»
Сей пост выплеснул наболевшее в процессе исполнения каприза Заказчицы по могущему быть прекрасным Шкафу —
