Зимний дворец, он же Эрмитаж, стиль Модерн — Ар-Нуво и Ар-Деко

Ранее уже упоминалось о продуктивном посещении Эрмитажа в 2025г, также ранее поговорили о терминологии, позволяющей формулировать именно так: «Модерн — Ар-Нуво и Ар-Дко». Итак, Стиль Модерн в Эрмитаже.

В конце девяностых, отдельно уточним — 1990-х, на фоне цветущих жадностью садов буржуазных музеев наш Эрмитаж, не в первом уже поколении руководимый тов. Пиотровскими, подвергался резкой критике за то великолепие представленных в публичном доступе качественных фотографий собственных экспозиций. Как и в случае с паровым отоплением, представитель династии Пиотровских достойно оппонировал и настоял на своей позиции — фотографии должны быть по возможности максимально качественными и не чета всяким там тогдашним Луврам, по сегодняшним меркам выставлявшим тогда лишь считай, что скриншоты-миниатюры фотографий против тогдашних и сегодняшних Эрмитажных примерно от 1000*1000 до 2000*2000. Конечно, лувры подтянулись к 2025г., но Эрмитаж подрос, представляя великолепные виртуальные экспозиции, охватывающие не только фотографии самих по себе музейных эспонатов, но и изумительнейший, достойныой отдельного музея, хоть и не во всех залах, но Паркет с бо-о-ольшой буквы, не забыв и про потолок. В эпоху загаженности интернета всяикми гугло-seo прямая ссылка на виртуальные экспозиции (не путать с сайтом музея). Следует отметить, что со сменой поколений Пиотровских Эрмитаж меняется к худшему, сегодняшний сайт Эрмитажа склонен молча банить клиентов при мало-мальски активной попытке поиска по сайту. Скажем, на третьей странице выдачи поиска по слову «шкаф» автор подвергался бану, проверено путем входа через четыре альтернативных точки входа.

Сегодня, в 2025 году, сайт именно Эрмитажа, а не всевозможных продаванов билетов, в поиске выводится отнюдь не вверху поисковой выдачи и потому прямая ссылка — https://hermitagemuseum.org/. Пусть сайт Эрмитажа и сделан не на гламурной тильде и обходится без изгадивших все свистоперделок на сайтах, и выглядит даже не очень современно —

но его виртуальные экспозиции прекрасны. Кинув еще пару булыжников в цветущие сады, скажем еще несколько слов о разнице мужду всякими Луврами и нашим Эрмитажем — в Эрмитаже в основной своей массе представлено купленное за деньги или подаренное из ранее купленного за деньги. В Лувре же львиная доля — это результат кровавого разбоя и насилия, награбленное с оружием в руках. И именно результатами вооруженнго грабежа гордится Лувр, от пресловутой Ники и других фрагментов высеченной и отсеченной колониальной архитектуры, до полотен разных мастеров и фашисткая Германия лишь пыталась повторить эту историю успеха — этот грабежный метод пополнения коллекций был возведен в ранг государственных политик.

Что Эрмитаж знает о стиле Модерн? К сожалению, не так уж и много. Конкретнее результаты поиска в Эрмитажной вирутальной коллекции

включая упомянутый ранее столик работы Эмиля Галле всего 99 предметов, включая, внезапно, предметы «вторая пловина XX века»!. Не густо, отнюдь не густо. Но! На самом деле это не все, и вот тому доказательство — одна из комнтат, зал 176, с окнами на Адмиралтейство, собрала в себе небольшое собрание мебели —

При посещении этого зала по буфету взгляд разве что скользит, цепляясь за Шкаф, который явно аутентичен и в результатах поиска отсутствовал. Буфет как экспонат артибутирован, куплен в коллекцию в 1982г., грамофонная этажерка тоже атрибутирована, о шкафе же остается лишь догадываться, внятной карточки с описанием не найти, есть лишь общие слова о самом зале. Даже поиск на сайте Эрмитажа по слову «Шкаф» не вносит ясности — да, целых 91 упоминание о шкафах, от картинок-литографий до не экспонирующихся и находящихся в запасниках предметах из числа как недавних (2002г., фото справа), так и умеренно недавних (фото слева, принят на хранение в 1978г.) — шкафа-обманки и большого, высотой почти два с половиной метра, буфета с праобразом тогда еще будущих откидных кроватей

Но именно таинственнй книжный шкаф цепляет и заслуживает отдельного рассмотрения крупным планом. Шкаф даже можно и уместно протипоставлять представленному рядом Буфету, являющим собой наглядное изменение методов изготовления мебели уже даже в ту эпоху. У нас, кстати, дома тоже есть аналогичный буфет, нами же вручную отреставрированный и сказанное здесь о запаха и скрипах в полной мере подтверждено.

Так вот о конфликте поколений —

Слева наша собственная фотография этого шкафа и справа — музейная фотография буфета. Буфет выполнен по классической технологии филенчатых дверей. А дверца Шкафа уже по гибридной, основная ее часть изготовлена из клеенного мебельного щита и лишь нижняя часть имеет филенку — она-то и треснула со временем. Отметим, что это боль мебельщиков всех времен — со временем ссыхаясь филенки имеют свойство лопаться. Филенчатые двери, об этом читать пока здесь, достаточно стабильны в геометрических размерах. Двери из цельного мебельного щита нестабильны в размере по ширине, поперек волокон, но стабильнее в цельности конструкции, и в наше время, благодаря замене биоразлагаемых клеев на современные синтетические типа PVA и других, ставшие еще стабильнее. И если недостаток в виде нестабильности размеров «поперек» волокон можно решать на уровне конструкторских хитростей, то нестабильность филенок, лопающихся со временем, неразрешимы. Примеры конструкторских хитростей? — они тривиальны, это центральная планка, которая может быть сверху одной из дверец шкафа как в примере Эрмитажного шкафа (фотография слева и такая вресия не позволяет открывать дверцы каждую по отдельности) или в версии нашего нашего Буфета а-ля Eugene Gaillard, Louis-Désir-Eugène sideboard for Samuel Bing под дверцами (фотография справа, все дверцы открываются независимо друг от друга) —

В обоих случая ставилась и решалась задача компенсации зазоров от расширения и сжатия дерева поперек волокон в зависимости от погоды (для скептиков — даже выплавка стали зависит от фаз луны, что уж тут говорить о настроених Женщин!)

Итак, Эрмитажный шкаф крупным планом, наши собственные фотографии —

Шкаф тронул за душу и уже сколько-то лет, со дня знакомства 20 февраля 2020г., её тревожит, а потому заявлен в Виш-лист. У модели в современных реалиях есть лишь одна сложность — фацет на стеклах. Аховая цена, которую потребовали с автора в 2021г., а под аховостью понимается сотка тысяч рублей за стекла для пары дверец, которую потребовал тов., явно паразитирующий на изготовлении фрагментов уничтоженных антикварных изделий, остановили развитие проекта. И потому проект Эрмитажного шкафа ждет своего заказчика. Возможно и изготовители стекол с фацетом осовестятся.

Оставьте комментарий