Ранее уже упоминалось о продуктивном посещении Эрмитажа в 2025г, также ранее поговорили о терминологии, позволяющей формулировать именно так: «Модерн — Ар-Нуво и Ар-Дко». Итак, Стиль Модерн в Эрмитаже.
В конце девяностых, отдельно уточним — 1990-х, на фоне цветущих жадностью садов буржуазных музеев наш Эрмитаж, не в первом уже поколении руководимый тов. Пиотровскими, подвергался резкой критике за то великолепие представленных в публичном доступе качественных фотографий собственных экспозиций. Как и в случае с паровым отоплением, представитель династии Пиотровских достойно оппонировал и настоял на своей позиции — фотографии должны быть по возможности максимально качественными и не чета всяким там тогдашним Луврам, по сегодняшним меркам выставлявшим тогда лишь считай, что скриншоты-миниатюры фотографий против тогдашних и сегодняшних Эрмитажных примерно от 1000*1000 до 2000*2000. Конечно, лувры подтянулись к 2025г., но Эрмитаж подрос, представляя великолепные виртуальные экспозиции, охватывающие не только фотографии самих по себе музейных эспонатов, но и изумительнейший, достойныой отдельного музея, хоть и не во всех залах, но Паркет с бо-о-ольшой буквы, не забыв и про потолок. В эпоху загаженности интернета всяикми гугло-seo прямая ссылка на виртуальные экспозиции (не путать с сайтом музея). Следует отметить, что со сменой поколений Пиотровских Эрмитаж меняется к худшему, сегодняшний сайт Эрмитажа склонен молча банить клиентов при мало-мальски активной попытке поиска по сайту. Скажем, на третьей странице выдачи поиска по слову «шкаф» автор подвергался бану, проверено путем входа через четыре альтернативных точки входа.
Сегодня, в 2025 году, сайт именно Эрмитажа, а не всевозможных продаванов билетов, в поиске выводится отнюдь не вверху поисковой выдачи и потому прямая ссылка — https://hermitagemuseum.org/. Пусть сайт Эрмитажа и сделан не на гламурной тильде и обходится без изгадивших все свистоперделок на сайтах, и выглядит даже не очень современно —

но его виртуальные экспозиции прекрасны. Кинув еще пару булыжников в цветущие сады, скажем еще несколько слов о разнице мужду всякими Луврами и нашим Эрмитажем — в Эрмитаже в основной своей массе представлено купленное за деньги или подаренное из ранее купленного за деньги. В Лувре же львиная доля — это результат кровавого разбоя и насилия, награбленное с оружием в руках. И именно результатами вооруженнго грабежа гордится Лувр, от пресловутой Ники и других фрагментов высеченной и отсеченной колониальной архитектуры, до полотен разных мастеров и фашисткая Германия лишь пыталась повторить эту историю успеха — этот грабежный метод пополнения коллекций был возведен в ранг государственных политик.
Что Эрмитаж знает о стиле Модерн? К сожалению, не так уж и много. Конкретнее результаты поиска в Эрмитажной вирутальной коллекции —

включая упомянутый ранее столик работы Эмиля Галле всего 99 предметов, включая, внезапно, предметы «вторая пловина XX века»!. Не густо, отнюдь не густо. Но! На самом деле это не все, и вот тому доказательство — одна из комнтат, зал 176, с окнами на Адмиралтейство, собрала в себе небольшое собрание мебели —

При посещении этого зала по буфету взгляд разве что скользит, цепляясь за Шкаф, который явно аутентичен и в результатах поиска отсутствовал. Буфет как экспонат артибутирован, куплен в коллекцию в 1982г., грамофонная этажерка тоже атрибутирована, о шкафе же остается лишь догадываться, внятной карточки с описанием не найти, есть лишь общие слова о самом зале. Даже поиск на сайте Эрмитажа по слову «Шкаф» не вносит ясности — да, целых 91 упоминание о шкафах, от картинок-литографий до не экспонирующихся и находящихся в запасниках предметах из числа как недавних (2002г., фото справа), так и умеренно недавних (фото слева, принят на хранение в 1978г.) — шкафа-обманки и большого, высотой почти два с половиной метра, буфета с праобразом тогда еще будущих откидных кроватей —


Но именно таинственнй книжный шкаф цепляет и заслуживает отдельного рассмотрения крупным планом. Шкаф даже можно и уместно протипоставлять представленному рядом Буфету, являющим собой наглядное изменение методов изготовления мебели уже даже в ту эпоху. У нас, кстати, дома тоже есть аналогичный буфет, нами же вручную отреставрированный и сказанное здесь о запаха и скрипах в полной мере подтверждено.
Так вот о конфликте поколений —

Слева наша собственная фотография этого шкафа и справа — музейная фотография буфета. Буфет выполнен по классической технологии филенчатых дверей. А дверца Шкафа уже по гибридной, основная ее часть изготовлена из клеенного мебельного щита и лишь нижняя часть имеет филенку — она-то и треснула со временем. Отметим, что это боль мебельщиков всех времен — со временем ссыхаясь филенки имеют свойство лопаться. Филенчатые двери, об этом читать пока здесь, достаточно стабильны в геометрических размерах. Двери из цельного мебельного щита нестабильны в размере по ширине, поперек волокон, но стабильнее в цельности конструкции, и в наше время, благодаря замене биоразлагаемых клеев на современные синтетические типа PVA и других, ставшие еще стабильнее. И если недостаток в виде нестабильности размеров «поперек» волокон можно решать на уровне конструкторских хитростей, то нестабильность филенок, лопающихся со временем, неразрешимы. Примеры конструкторских хитростей? — они тривиальны, это центральная планка, которая может быть сверху одной из дверец шкафа как в примере Эрмитажного шкафа (фотография слева и такая вресия не позволяет открывать дверцы каждую по отдельности) или в версии нашего нашего Буфета а-ля Eugene Gaillard, Louis-Désir-Eugène sideboard for Samuel Bing под дверцами (фотография справа, все дверцы открываются независимо друг от друга) —

В обоих случая ставилась и решалась задача компенсации зазоров от расширения и сжатия дерева поперек волокон в зависимости от погоды (для скептиков — даже выплавка стали зависит от фаз луны, что уж тут говорить о настроених Женщин!)
Итак, Эрмитажный шкаф крупным планом, наши собственные фотографии —


Шкаф тронул за душу и уже сколько-то лет, со дня знакомства 20 февраля 2020г., её тревожит, а потому заявлен в Виш-лист. У модели в современных реалиях есть лишь одна сложность — фацет на стеклах. Аховая цена, которую потребовали с автора в 2021г., а под аховостью понимается сотка тысяч рублей за стекла для пары дверец, которую потребовал тов., явно паразитирующий на изготовлении фрагментов уничтоженных антикварных изделий, остановили развитие проекта. И потому проект Эрмитажного шкафа ждет своего заказчика. Возможно и изготовители стекол с фацетом осовестятся.