WMF, Württembergische Metallwarenfabrik — основной изготовитель посуды, олицетворяющей стиль Модерн, Ар-Нуво, Art Nouveau.

Эта статья составлена для того, чтобы по ее прочтении Вы могли самостоятельно атрибутировать изделия WMF, т.е. сразу, уже при осмотре изделия любого изделия производства фирмы WMF, четко понимать, в какие годы оно изготовлено. Представлены образцы клейм по годам и видам, включая клейма брака — все в этой статье. Для желающих получить больше знаний мы можем предложить уникальнейшую электронную книгу, 488 страниц pdf файла, по гуманнейшей цене, Art Nouveau Domestic Metalwork from Württembergische Metallwarenfabrik

Стиль Ар-Нуво (модерн, Арт-Нуво, Art Nouveau), возникший около 1890г. и длившийся примерно до 1914г., полностью преобразил декоративно-прикладное искусство. За свою короткую историю этот стиль оставил свой след в архитектуре, мебели, керамике, текстиле, плакатах, стекле и ювелирных изделиях. В представленных нами коллекциях показана лишь малая часть созданного в ту эпоху.

Ар-нуво представил собой освежающее, современное решение, которое сломало тиски устоявшихся традиций и предложило новые захватывающие формы самовыражения. Подобно импрессионизму в изобразительном искусстве Art Nouveau в прикладном искусстве при радикальном упрощении детализации изделий уровень именно элегантности вывело на совершенно новый уровень. Развитие промышленности и технологий сделало доступными широкому потребителю предметы повседневного ипользования и декора, разработанные известными дизайнерами Belle Epoque. Мебель, светильники, посуда, ткани и пр. производились в самых разнообразных вариантах и в больших количествах. Многообразие форм и полет фантазии художников поистине поражают воображение.

Безусловно, в каждом виде декоративно-прикладного искусства есть свои имена, которые олицетворяют эпоху ар-нуво. И восхищаясь мебелью эпохи мы не можем не упомянуть Луи Мажореля, Гаспара Омара, Чарльза Ренни Макинтоша и др., по работам этих мастеров нам есть что Вам предложить

Говоря об изделиях из металла, предметах сервировки, мы среди первых имен, как по порядку, так и по значимости, вспомним компанию WMF, существующую и по ныне. За всю более чем 150-летнюю историю компании, эпоха Ар-Нуво стала и осталась самой яркой ее страницей.

Сегодняшний гигант «Württembergische Metallwarenfabrik» вначале не имел ничего общего с искусством и посудой. Основателем считается Даниель Штрауб, деятельный предприниматель из города Гайлинген королевства Вюртемберг (юго-запад Германии). Имея изначально небольшую мастерскую по ремонту металлических изделий, он в 1850 году открыл сталелитейную фабрику «Maschinenfabrik Geislingen» по изготовлению металлоконструкций и турбин. В это же время он получил подряд на производство деталей для крупного строительства Гайслингенской железной дороги. В 1853 году Штрауб решил объединить свои силы с братьями Швейзер («Schweizer Brothers»). Вместе они создали компанию «Metallwarenfabrik Straub & Schweizer», где начали производство разнообразной посеребренной продукции. Но что это была за посуда! В первую очередь она была элегантной и именно по этому на нашей витрине Артикварт именно продукция WMF занимает лучшие места —

1862 году за представленные на всемирной Лондонской выставке, посеребренные подносы, сосуды для охлаждения вина и подсвечники компания была награждена золотой медалью. Тогда это имело уровень инженерной новизны — эксперименты со сплавами, делавшие экономически доступной широкому потребителю условно серебряную посуду. Непонятно почему, в 1866 году братья Швейзер покинули успешный бизнес и продали свою долю Штраубу. В предприятии под новым названием «Straub & Sohn» у Штрауба появился новый совладелец, его сын Генрих. Семейное предприятие преуспевало и разрасталось, вскоре после разрыва с бывшими совладельцами, Штраубы открыли свой первый фирменный салон в Берлине. За десять лет деятельности ассортимент фабрики увеличился до 960 наименований, а количество работников было близко 200 человек — сегодняшним менеджарам с их искусственным интеллектом такое представить невозможно. После простуды, перешедшей в туберкулез, в 1876 году Генрих умер. Трагическое событие подкосило старого бизнесмена, он ослабил свою коммерческую хватку. К этому добавилось неудачное вложение капитала в местный серебряный рудник и потеря крупной суммы. Даниель Штрауб оказался в положении, вынуждавшем к объединению его Вюртембергского завода, с основным конкурентом «Ritter & Co» из Эсслингена, который в этот период также испытывал трудности. Конкурирующая фирма была создана Альфредом Риттером и Карлом Хёгелем, химиком, который первым начал применять гальваническое серебрение в этой части Германии. Новый метод был не только чрезвычайно экономичный и давал равномерный слой серебра, он позволял покрывать изделия из металлов, которые ранее такой обработке не подлежали. При этом формы удавалось изготавливать сложнее и виртуознее, чем при старом способе серебрения.


В 1880 году произошло слияние более успешной, в коммерческом отношении компании «Straub & Sohn» и, технологически продвинутой, фирмы «Ritter & A Co», результатом чего появилось акционерное общество (AG) «Württembergische Metallwarenfabrik» с аббревиатурой WMF.

С момента слияния, следующие тридцать лет прогресс компании был невероятен: постоянное расширение, разработка новых отраслей и технологий, распространение на европейском рынке. Производилось огромное количество наименований различной продукции интерьерных, столовых и кухонных предметов. WMF быстро стала лидером среди промышленников этой отрасли Вюртемберга.
Дальновидным действием стала покупка земли под стекольный завод, выстроенный в 1883 г. Из Богемии на отличных условиях были приглашены квалифицированные специалисты по производству и обработке хрусталя. Теперь фирма могла производить не только вазы, бокалы, стаканы, но самостоятельно выпускать хрустальные и стеклянные изделия с металлическими крепежами, не прибегая к посредничеству стекольных фабрик. Завод действовал до 1982 г.


В 1886 году происходит поглощение Варшавской металло-производственной компании «Plewkiewicz & Co», которая с 1900 г. становится филиалом WMF, предназначенным для завоевания восточноевропейского рынка, в том числе и Российского. Отделение занималось в основном серебрением заготовок, поступавших из Гайлингена, и выпускало готовую продукцию под собственной маркой.
В 1892 г. предприятием был изобретен и запатентован уникальный метод серебрения Silverplating, который WMF применяет и сегодня. Этот способ позволяет перераспределить серебро на поверхности столовых принадлежностях так, чтобы его слой был вдвое толще и крепче в местах наибольшего износа.
В 1900 г. WMF поглощает, выпускавшую посеребренные изделия, Венскую литейную компанию «AK & CIE». Эта фирма не полностью контролируется WMF и выпускает продукцию под собственной маркой до 1914 г.
Начало нового столетия было не менее продуктивным для WMF. Возрастал спрос на бытовые предметы фирмы и расширялся экспорт. Каталоги публиковались на трех языках и продавались в двенадцати странах. Филиалы находились в Лондоне, Варшаве и Вене. Фирменные салоны были представлены в нескольких странах. WMF стал крупнейшим производителем отрасли Вюртемберга.
В 1905 году WMF делает одно из важнейших приобретений: контрольный пакет акций фирмы «ORIVIT -AG» в Кёльне. Иногда изделия, выпущенные до этого года, приписывают WMF, но с 1894 по 1905 год это было самостоятельное предприятие, которое за девять лет стало широко известным, благодаря своим художественным изделиям из сплавов на основе олова. Компанию основал в 1894 г. как «Rheinische Broncegieserei fur Kleinplastiken» Вильгельм Фердинанд Шмитд. В 1896 году начался выпуск предметов роскоши из так называемого металла ORIVIT, состоящего из 89,85% олова 7,9% сурьмы 1,9% меди 0,12% серебра.


В результате кризиса фабрика обанкротилась и WMF выкупила ее, но до 1914 г. на выпущенных изделиях нет обозначения «ORIVIT». К моменту выкупа «ORIVIT -AG», модерн был на пике популярности. Большая часть металлоизделий WMF в стиле ар-нуво (югендстиль в Германии) производилась на приобретенной фабрике, и сейчас высоко ценится коллекционерами. Мы же сторонники не коллекционирования, а повседневного использования и именно для повседнемного использования предлагаем к продаже отдельные аутентичные предметы для сервировки.

Художественную студию завода в этот период возглавлял опытный скульптор и дизайнер Альберт Мейер. Работавшими под его руководством художниками, были созданы эскизы самых красивых изделий со скульптурными элементами. Во многих проектах использовалось стекло. Часть работ в полной мере отражала особенности модерна: извилистые и растительные формы, изображения животных, насекомых, рептилий. Под влиянием плакатов Альфонса Мухи на некоторых предметах встречаются женские фигуры в стиле этого знаменитого чешского художника. Другие изделия выполнены в духе модернизма, который с начала века параллельно развивался с модерном и к двадцатым годам стал ярко проявляться в искусстве. Влияние австрийских сецессионистов (Wiener Sezession) Хоффмана, Мозера, художника Густава Климта отражается в изделиях «ORIVIT». Все чаще появляется простая геометрия, линейность, упрощенность форм и декора.


Таким образом, WMF связала воедино искусство, техническое мастерство и коммерцию. Продукция фирмы всегда была ярким отображением современности.


Обширный ассортимент предметов домашнего обихода, производимых компанией, обычно включал в себя корзинки для печенья, конфетницы, бисквитницы, подставки для тостов, вазы, лампы, подсвечники, лотки для визитных карточек и булавок, зеркала, рамки для фотографий и часы. Другие изделия, в том числе чаши для пунша, коробки для сигар, графины, ведерки для вина, кувшины для кларета, подставки для фруктов и кофейные сервизы, также были включены в каталог фирмы, в котором восторженной покупательской публике по всей Европе был представлен практически весь ассортимент компании.


В 1925 г. под руководством Гуго Дебаха, знатока и страстного собирателя азиатского искусства, создан Нью Арт-Коммерческий отдел (НКА), отвечающий за изделия новой производственной линии IKORA. Товары бренда были рассчитаны на покупателей, увлеченных современным искусством, потому дизайн продукции разрабатывался с особым артистизмом. В обработке был использован специальный метод серебрения, который применялся только для этой марки. Слои серебра наносились частично химическим способом, частично с помощью теплового индукционного процесса. Было разработано несколько методик, которые повышали возможности ручной отделки. Это позволяло предметы массового производства дополнять декором так, чтобы каждый пункт смотрелся, словно штучный товар. Вначале ассортимент бренда был представлен в двух линиях: «lkorametall» металлические изделия из мельхиора, латуни, никеля, и «Myra-Kristall», предметы с использованием цветного хрусталя и стекла. Товары под маркой IKORA производились до 1970 г. У коллекционеров неизменным спросом пользуются предметы, выпущенные в стиле модернизма и ар-деко, в которых металл нередко сочетался с эмалью, образуя геометрические орнаменты. В этот период, вдохновленные простыми линиями форм и японским искусством, для НКА создавали эскизы такие дизайнеры, как Бройхаус и Римершмид.


Решающим фактором в истории компании стало приобретение эксклюзивных прав на использование пищевой нержавеющей стали класса V2A . Материал был зарегистрирован под торговой маркой GROMARGAN, из которой первые образцы посуды и столовых приборов WMF представила на Лейпцигской ярмарке 1927 года, после чего вскоре начала серийный выпуск продукции.

В 1935 г. расширяясь, художественный отдел НКА открыл керамический цех. До начала войны его обслуживало примерно 100 человек. В дальнейшем, здесь производилось множество художественных изделий. Производство и торговля расширялись, фирма предоставляла новые рабочие места, и финансовый кризис никак не отразился на деятельности организации.


В годы Второй мировой войны сталелитейные цеха WMF перешли на военное производство.
До конца войны компания потеряла свои зарубежные активы, филиалы и выходы для розничной торговли. В течение пяти лет предприятию удалось восстановить потери. После долгого военного периода лишений и ограничений последовало стремление к благосостоянию. Спрос на бытовые и красивые вещи стремительно возрастал. Две трети товарооборота предприятия составляли изящные посеребренные изделия, которые выставлялись в магазинах, где продавались часы, золотые и серебряные вещи. В конце пятидесятых производственный акцент сместился в сторону функциональных домашних и кухонных принадлежностей. Запущена в массовое производство линия классических столовых и кухонных предметов, разработанная специально для фирменного сплава GROMARGAN по проекту Вильгельма Вагенфельда. Многие из товаров этой линии представлены в ассортименте WMF до сих пор. Начинают выпускаться изделия из пищевой стали V2A для гастрономической отрасли. Увеличивается количество наименований товаров из стекла.
В 60-х гг. из-за нехватки места и рабочей силы, WMF открывает новые отраслевые заводы. В ответ на возрастающую интернационализацию рынков, с 1975 года открывается дочернее производственное предприятие в Сингапуре. От середины 1980-х годов WMF в поисках новых идей, сотрудничает с известными дизайнерами разных стран, в результате чего появляются необычные проекты. Вновь, путем поглощения и покупки предприятий, увеличивается количество дочерних организаций.

К двухтысячным годам WMF сохранилась как компания, страдающая под натиском китайского ширпотреба, но выпускающая предметы сервировки и даже электротовары. Скажем, имеющиеся у нас чайные ложечки производства WMF уже двухтысячных годов отличаются легкостью и прочностью, а элеткрическая кофеварка WMF быстро пришла в негодность, но специальная пробка для бутылок щампанского находится в повседневной эксплуатации. Всэ этапы развития, которые менеджерам WMF казались грандиозным прогрессом, были важны для выживания бизнеса фирмы, но шарм был утрачен. Сегодняшняя WMF просто фирма, каких много —

Полуторавековая деятельность привела к большому разнообразию клейм «Württembergische Metallwarenfabrik». Предполагается, что изображение знаменитого страуса — дань основателю предприятия Даниелью Штраубу (STRAUB и Strauss в немецком языке). Кроме зарегистрированных фирменных клейм есть ряд неофициальных маркировок. Покажем их в разрезе по годам —

1880—1885 гг.

Клеймо состоит из букв, стоящих в ряд W, М и F, иногда буквы M и F соединены вместе. Все надписи выполнены шрифтом без засечек. В некоторых случаях присутствуют точки внутри надписи и после нее. Длина WMF надписи изменяется в диапазоне 3.1-4.0 мм. Некоторые знаки из этой группы очень редки —

Знак «I/O» означает среднюю толщину серебра, нанесенного на поверхность основного металла, обычно латуни. Знак «as» — искусственное затемнение поверхности серебра почти черного цвета так называемая антикварная серебряная отделка.

1885—1895 гг.

Буквы без засечек изображены без точек, с точками между букв и после них. В конце аббревиатуры находится одна из букв «M», «N» или «B», которые обозначают вид основного металла изделия: «М» — латунь; «N» — Neusilber или Alpacca (сплав меди, никеля, цинка); «В» — металл Britannia, оловосодержащий сплав. Длина четырехбуквенной надписи — 3.9-5.5 мм. Есть группы клейм, не приведенные здесь, но на них есть ссылки в литературе: WMF, соединенные с «М», «N» или «F» (WMFМ); WMF с точкой, соединенные с «М», «N» или «F» (WMF.М). Некоторые штампы клейма этого периода крайне редки —

Именно к числу таких редких экземпляров относится конфетница-икорница, представленная на нашей Витрине Артикварт.

Знак «OX» (окисляется, oxydiert) означает искусственное затемнение поверхности серебра серого цвета —

1895—1903 гг.

Разница с предыдущей группой состоит в том, что у букв появились засечки, а надписи помещены в прямоугольные картуши —

Среди знаков появились новые маркировки.

«О» в ромбе означает удвоенную толщину серебряного покрытия.
«NS» в картуше — использование мельхиора в качестве основного металла.
«ЕР» в картуше — гальваническое серебрение. Такое сокращение было использовано на предметах, экспортируемых в Великобританию или США.
«GG» — аббревиатура от немецкого выражения «Ganz vergoldet», что означает «полностью позолоченное».
Олений рог — знак, взятый из Вюртембергского герба, используется в основном на мельхиоровых столовых приборах. Размер картуша рога — 1,1 мм х 2,7 мм и 1,4 мм х 3,1 мм. —

1895—1903 гг.

Буквы без засечек, появились надписи шрифтом «Sans Serif», длина трехбуквенных надписей — 4.5-4.8 мм. Длина надписей из четырех букв — 3.4–5.4 мм. Есть другие варианты, которые не показаны здесь, но упомянуты в литературе, например, «WMFN.», «WMF.N», «WMFN». Эти знаки широко распространены —

В 1901—1903 годах используется на протяжении короткого времени очень редкое клеймо, оно содержит одно слово «Geislingen», в картуше длиной 6,7 мм. —

1903—1920 гг.

Знаменитое клеймо состоит из образа, бегущего страуса внутри ромба, с надписями в две линии WMF / G (G для Geislingen), которые, в свою очередь, помещены, в заштрихованный прямоугольник. Размер прямоугольника варьируется между 3,6 мм х 4,2 мм и 3,9 мм х 4,7 мм. Широко распространенное клеймо, хотя довольно трудно найти хотя бы одно в хорошем состоянии. «МB» означает комбинацию двух сплавов латуни (M) и металла Britannia (B) в качестве базовых металлов.

1903—1910 гг.

Малогабаритное клеймо использовано в случае нехватки свободного пространства для маркировки. Этот знак сочетал изображение страуса в гладком ромбе и надпись «WMF» в картуше с правой стороны. Размер ромба: 1,3 мм х 2,5 мм и 1,8 мм х 3,1 мм. Встречается редко —


«IG» — аббревиатура от немецкого выражения «INNEN vergoldet» (позолоченный интерьер) —

1909—1914 гг.

Это клеймо было разработано для экспортных товаров, отправленных во Францию. Ромб со страусом помещен внутри полностью заштрихованной арки. Размер арки варьирует между 1,3 мм х 2,2 мм и 3,7 мм х 5,2 мм. Встречается редко —

1910—1920 гг.

Клеймо такое же, как предыдущее, но фон арки заштрихован частично. Размер арки колеблется между 1,2 мм х 1,8 мм и 2,2 мм х 3,5 мм. Клеймо встречается часто. Существует редкое клеймо, где страус делает больший шаг —


«Alpacca», относятся к использованию мельхиора (Alpacca) в качестве базового металла. Однобуквенное надпись «g», вероятно, означает «vergoldet» (позолоченный). Розетка из шести лепестков, означает «Специальный заказ» или «Специальный выпуск» —

1920—1925 гг.

Клеймо WMF содержит комбинацию из двухрядной аббревиатуры, расположенной в прямоугольнике. Размер прямоугольника 2,1 мм х 2,4 мм. Встречается нечасто —

1925—1935 гг.

Прямоугольник с аббревиатурой помещен в заштрихованную сверху арку. Размер арки варьирует между 2,3 мм х 3,9 мм и 2,2 мм х 4,0 мм. Встречается редко —

1925—1932 гг.

Клеймо для ар-деко WMF, с изображением страуса в гладком ромбе, существует в двух версиях. В первой версии у страуса изображен закругленный хвост, размер ромба около 4,7 мм х 5,6 мм. Во второй версии у страуса хвост обычный, ромб крупнее: 7,3 мм х 9,0 мм. Никаких вторичных маркировок не было отмечено для этого клейма —


Тогда же появилось клеймо для изделий марки IKORA, который применялся до 1950 г. и за это время менялся дважды. Стилизованное изображение башни происходит от герба Geislingen, где оборонная башня стала местной достопримечательностью —

1935—1945 гг.

Аббревиатура в прямоугольнике помещена в пустую арку. Размер арки варьирует между 1,7 мм х 2,5 мм и 2,2 мм х 3,3 мм. Никакие вторичные маркировки не были упомянуты для этого клейма —

1945—1950 гг.

Это клеймо похоже на предыдущее, но значительно меньшего размера, около 1,4 мм х 2,1 мм, и всегда используется в комбинации с надписью в две строки «Württ. METALLW. FABRIK» / «Geislingen-Steige», где последние два слова обозначают местоположение завода —

1950—1965 гг.

Это клеймо отличается от предыдущего тем, что аббревиатура размещается в прямоугольнике. Размер прямоугольника варьируется между 1,3 мм х 1,4 мм и 1,4 мм х 1,6 мм. —

После 1965 года

Отсутствует рамка вокруг двухрядной аббревиатуры. Размер по периметру этого изображения составляет около 2,1 мм х 2,3 мм. —

Дополнительные маркировки на клеймах WMF

A – отбраковка
AA – брак
а — антикварная серебряная отделка (специальная технология оксидирования, создающая эффект старинного серебра)
B = Британиа- металл (Britanniametall) — сплав олово-сурьма-медь-свинец
BG = золоченая основа
brass — экспортный знак латунь
copper — экспортный знак медь
D.R.P. Deutsches Reichspatent
ер — гальваническое покрытие
gg — полностью золоченый
go — частичная позолота
IG — позолоченный внутри
I / O — нормальная толщина покрытия
M — латунь (брасс)
MB — частично медь, частично «британиа-металл»
N NS – нейльзибер
О — серебряное покрытие на 50% толще, чем обычное
ОХ – оксидирование
zg — золочение орнаментальное (высшего качества)
* — На экспорт или специального производства (возможно)

Оставьте комментарий